Не так страшен супервизор
Если вы молодой специалист, то неоднократно слышали эту формулу — у каждого работающего терапевта должен быть супервизор. И вот клиенты у Вас появляются, а вместе с ними и затруднения. Пора бы решиться на встречу с супервизором для работы со своим непонятным случаем, но оказывается, что это не так просто, как кажется на первый взгляд. Рассмотрим, как это бывает.
Личный опыт
В начале своей практики, я плохо понимала что можно ожидать от супервизора и зачем к нему вообще ходить. Я только знала, что другие зачем-то ходят и это даже бывает им полезно. При этом внутри оставался вопрос — разве недостаточно рассказывать про то, что со мной происходит в связи с клиентами, своему терапевту? Ведь это ещё одна из вещей, которые должен делать каждый — получать личную терапию, прорабатывать свои чувства и переживания. Казалось, что этого достаточно.
Клиентов было мало, уходили они быстро, а я не понимала что идет не так. Однажды, где-то в интернете мне попалась статья другого психотерапевта с похожей проблемой. В статье говорилось, что исправить ситуацию помогла супервизия, и я наконец решилась. Чтобы попасть на первую супервизию мне пришлось отстоять полугодовую очередь и за это время в голове сформировались магические ожидания и фантазии. И что конкретно нужно будет там делать я совершенно не представляла.
Я не спала всю ночь, пытаясь подготовиться и не ударить в грязь лицом перед крутым специалистом. Мой первый супервизор был не очень дружелюбным и первые полгода я пыталась ему понравиться и произвести впечатление. Признаюсь честно, даже сейчас иногда пытаюсь сделать это в своих мечтах. Здесь открывается ещё одна сложность — супервизор видится человеком, который должен оценить мою работу и вынести свой вердикт. А быть объектом чьей-то оценки очень не хотелось. За оценкой маячил образ критика, который непременно разобьет в пух и прах мою работу, которая мне самой виделась далеко не идеальной.
Несмотря на все фантазии и некоторое недопонимание супервизорская поддержка позволила мне понять, что я делаю для того, чтобы у меня не было долгосрочных клиентов. И наконец эти самые клиенты появились. Довольно очевидные советы старшего коллеги сильно упростили мою профессиональную жизнь.
Рекомендация по использованию
Так зачем же всё-таки нужен супервизор? И что можно делать на супервизии? Да, в принципе все, что угодно.
- можно абсолютно легально обсуждать всё, что есть в работе, не нарушая конфиденциальность клиентов и этический кодекс;
- можно задать все вопросы про психотерапию, которые Вы стеснялись спросить у коллег или на обучающих группах;
- рассказывать про клиентов и просить рекомендации по процессу, говорить о своем состоянии;
- падать в грязь лицом и искать поддержки.
Если с последним пунктом у Вас есть сложности, то стоит поискать супервизора, которого Вы не слишком боитесь и с которым меньше шансов пересечься на различных мероприятиях.
Вы можете просто рассказывать супервизору, что происходит с Вами в терапии (как Вы растеряны, боитесь своих клиентов, любите и злитесь). После проживания всевозможных чувств и получив поддержку даже в тех местах, где я чувствовала себя профнепригодной, я наконец осмелилась показывать супервизору кусочки своих записей и стенограмм сессий. И уже многим позже мы дошли до обсуждения процесса в целом и рекомендаций в работе.
Когда пора к супервизору
Супервизор необходим каждому психотерапевту, но в какие моменты стоит особенно крепко задуматься, что пора к нему обратиться?
- когда клиентов нет или они уходят;
- когда клиент вызывает сильные чувства (злость , страх, возбуждение, любовь, скуку);
- когда клиент не вызывает никаких чувств;
- когда не помнишь, что было на сессии;
- когда клиент ушел, а диалог с ним продолжается в голове;
- когда не знаешь что делать с этим клиентом;
- когда у клиента ничего не меняется в жизни или, наоборот, всё стремительно меняется.
Я до сих пор регулярно хожу к супервизору, и наверное буду делать это всю свою «терапевтическую» жизнь. Это что-то, что я делаю для себя и своих клиентов. То, что позволяет мне не встраиваться в свои и их типичные сценарии взаимодействия, не гнать по накатанной, искать возможность присутствовать и быть более полезной. А если появляется ощущение, что обсуждать с супервизором ровным счетом нечего, я просматриваю список и выбираю случай, который мне кажется наиболее понятным.